Вильям Каррик: Первооткрыватель отечественной фотографии / Первые фото мордвы и татар / Симбирская губерния (Ульяновская область) / 1871 (1875)
Историки не всегда упоминают Вильяма Каррика как первооткрывателя отечественной фотографии, видимо потому, что тот официально являлся британским подданным. Вильям Каррик одним из первых в русской фотографии обратился к съемке сюжетов из народной жизни. Вильям Каррик (в русском миру Василий Андреевич) родился в столице Шотландии Эдинбург в семье торговца лесом Эндрю Каррика 23 декабря 1827 года. Отец и дед будущего фотографа занимались лесоторговлей, имели свой бизнес в Петербурге и Кронштадте. Когда Вильяму было несколько недель, семья Каррик переехала жить в Кронштадт. В 16 лет юный Каррик нарушил традиции семьи, и вместо деловой карьеры избрал искусство – поступил в Академию художеств, где изучал архитектуру под руководством Александра Брюллова. Окончив академию с отличием и, получив звание «неклассного художника с правом производить строения», Вильям занялся… фотографией.
В то время в Петербурге проходили жаркие дискуссии по поводу очередного торжества человеческого разума, воплощенного в технику светописи. Пока лучшие питерские умы поражались неведомому для России делу – фотографии, в Лондоне успешно работали свыше ста фотографов. Вильям настолько загорелся новым увлечением, что летом 1857 года отправился в Англию, и Шотландию, для изучения всех тонкостей фотодела. В Эдинбурге он подружился с Джоном Макгрегором — опытным фототехником, и уговорил его перебраться в Россию, где еще никто профессионально не занимался фотоделом. Так в 1859 году в Петербурге открылось первое в стране фотоателье.
Каррик быстро распознал возможности фотографии в репродуцировании графики и живописи. Он «заразил» этой идеей своих многочисленных друзей-художников и первым в России начал делать художественные репродукции. Сын Вильяма Валерий Каррик писал в дневнике: «Вся плеяда тогдашних крупных живописцев – Крамской, Ге, Шишкин, Коровин, Савицкий – были в той или иной степени близки к отцу. Немало пользовались они снимками отца для вдохновения каким-нибудь пейзажным мотивом или для изображения движений». Многие его фотографии с натуры вошли целиком в произведения художников. В 1869 была проведена первая выставка работ Каррика в Москве. Дмитрий Менделеев, сам увлекавшийся фотографией, высоко ценил мастерство Каррика, и часто заказывал у него фоторепродукции полотен художников-передвижников и даже задумал вместе с ним создать общество пропаганды в народной среде произведений искусства средствами фотографии. Работы Каррика великий ученый помещал в самодельные альбомы.
Вскоре Вильям Каррик нашел свою «изюминку», благодаря которой остался в истории не только как первый владелец фотоателье – британский подданный стал первым в России, кто начал фотографировать простой люд. Его серия «Русские типы» — это первые снимки русских баб и мужиков. Люди, которых Вильям и Макгрегор собирали у себя в студии или фотографировали прямо на улицах, были разносчиками и коробейниками, чистильщиками улиц, трубочистами, почтальонами, молочницами… Английский прозаик Уильям Ралстон, писавший в основном о России, рассказывал, что «каждый раз, когда какой-нибудь живописный русский проходил мимо их окон, Каррик и МакГрегори немедленно выскакивали на улицу, и делали его портрет, чтобы добавить в свою галерею». Мать Каррика переживала, что ее любимый сын так непрактичен: вместо того, чтобы делать портреты состоятельных людей, он снимает весь этот бедный русский народ. Но Вильяма интересовала именно эта работа. Запечатлевая повседневную жизнь страны и став первым в России этнографом-фотографом, Каррик быстро приобрел международную известность.
Мордовский край
Съемки типажных русских лиц так завлекли Каррика, что в 1871 году вместе с Макгрегором он отправился в путешествие по Волге до Симбирска. В этой экспедиции им удалось сделать серию необыкновенных фотографий крестьян — на ярмарках, деревенских праздниках, во время пахоты, сбора урожая, рубки леса или просто позирующих перед камерой. В 1871 и в 1875 годах Вильям Каррик совершил две экспедиции по Волге от Нижнего Новгорода до Симбирска. В первой экспедиции его сопровождал Мак-Грегор. В Симбирской губернии этнографы провели более месяца, обосновавшись в имении местного помещика, ярого демократа Николая Соковнина. По воспоминаниям помещика, шотландцы работали с солнечного восхода до заката, без отдыха часто производя до 25 негативов в день. За время первой экспедиции Каррик сделал более 200 (!) фотографий крестьян. Это бы действительно тяжкий труд, так как светочувствительность фотопластинок была очень слабой, выдержка составляла несколько минут, а работать можно было только при ярком дневном свете. Да и крестьяне, впервые видевшие фотоаппарат не всегда понимали, чего от них хотят. Каррику приходилось выступать в роли режиссера, часами добиваться нужных мизансцен. Он просил своих героев надевать национальные костюмы, разыгрывать сцены из народного быта.
Зачастую он подписывало свои фото, а так же национальность крестьян. На его фотографиях запечатлены представители народов Поволжья – русские, татары, чуваши, мордва. Много интересных снимков было сделано на реках Волга и Сура. «Мордовские женщины на фото Каррика одеты в эрзянские костюмы. На сурских берегах эрзя проживает в Большеберезниковском районе, и, судя по маршруту, первые экспедиции шотландцев проходили через Починки, Большие Березники, Сабаево, Судосево, Корсун, Сенгелей». Это было очень интересное путешествие для Каррика. Столько потрясающих типажей! Так в книге о Каррике французская писательница Мишель Коллет так описывает фотографию «Мужик»: «изображенный персонаж выглядит как мясник, и несколько пугает, напоминая образ Феджина из диккенсовского «Оливера Твиста». В действительности же этот человек был мордвином, членом одной из двух субэтнических групп на территории Среднего Поволжья России». Даже бывший учитель Вильяма Каррика, профессор архитектуры Брюллов восхищался этнографическими работами своего ученика. «Он даже надел две пары очков и время от времени отдыхал, — писал Каррик сестер, — ведь это не шутка просмотреть, как знатоку, 200 карточек кабинетного размера!»
На международной выставке 1876 года в Лондоне работы фотографа-этнографа произвели настоящую сенсацию. В газетах и специальных журналах о работах Каррика отзывались как о замечательных произведениях. Всего его «Русская галерея» насчитывала более 1000 снимков. Вильям Каррик скончался 11 ноября 1878 года от воспаления легких. Из его переписки известно, что он собирался совершить третью поездку в Симбирскую губернию летом 1879 года.
https://vk.com/album-97220602_258642860